Каботаж - это право эксплуатировать самолеты на определенной территории. Ни один иностранный оператор не может просто так совершить внутренний перелёт по чужой стране. Для примера возьмём частный самолет с немецким хвостовым номером(D-регистрация). Такой борт не может полететь из Москвы в Сочи или из Хабаровска во Владивосток. Тем не менее, тот же самолет может влететь на территорию РФ, чтобы забрать своих пассажиров и улететь в другую страну.
Каботаж помогает странам защищать свои внутренние рейсы, это значит, что самолёты зарегистрированные внутри определенного государства не будут иметь конкуренции в лице иностранных авиакомпаний. В результате все внутренние рейсы в пределах России гарантированно будут выполняться на воздушных судах с регистрационными хвостовыми номерами начинающимися на RA или RF.
Аренда частного самолёта это в первую очередь индивидуальность и гибкость, но это не значит, что операторы и брокеры могут делать все, что им заблагорассудиться. Например, если воздушное судно хочет выполнить внутренний полёт, но при этом зарегистрировано в другой стране, придётся запрашивать разрешение на выполнение такого перелёта. Такие ситуации также мешают иностранным авиакомпаниям задействовать большие парки самолётов в другой стране, что в теории помогает избежать военной угрозы и сохранить внутренний суверенитет государства.
Если в стране, внутри которой вы хотите совершить перелёт, нет подходящего воздушного судна, это может означать, что:
- Вы не сможете выполнить внутренний рейс в частном порядке;
- Вам может быть предоставлено специальное разрешение на выполнение частного полёта через орган гражданской авиации страны.
Специально для таких внутренних рейсов все путешественники должны быть включены в полётную декларацию, поэтому вы не можете добавлять пассажиров в любой момент. Самолет должен вылетать с теми же пассажирами на борту - без исключений.
Ситуация упрощается при выезде из страны. Международные рейсы могут перевозить столько пассажиров, сколько потребуется. Для примера, международный частный рейс из Нью-Йорка в Лондон. В Лондоне персональный борт приземляется с пятью пассажирами, далее забирает ещё шесть дополнительных пассажиров и летит в Москву. В итоге в Москву прилетают 11 пассажиров.
В пределах Европейского союза обычные правила каботажа не работают. Это способствует развитию свободной торговли и облегчает путешествия граждан между странами Евросоюза. Однако это относится не ко всем странам Европы - только к тем, которые являются членами ЕС. Швейцария, Норвегия и Босния являются примерами европейских стран, которые не входят в Европейский союз.